История теософского движения в России: различия между версиями
24pm (обсуждение | вклад) |
24pm (обсуждение | вклад) м (→Послесловие: уточнение срока должности) |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
<center>'''История теософского движения в России'''</center> | <center>'''История теософского движения в России'''</center> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
= До революции = | = До революции = | ||
Строка 173: | Строка 170: | ||
В 1990-м году группой энтузиастов из Ассоциации "Мир через культуру" (Р.Т.Дроздова, Е.С.Лебедева, Д.Н.Попов) было принято решение о возобновлении деятельности Российского Теософского Общества в нашей стране. | В 1990-м году группой энтузиастов из Ассоциации "Мир через культуру" (Р.Т.Дроздова, Е.С.Лебедева, Д.Н.Попов) было принято решение о возобновлении деятельности Российского Теософского Общества в нашей стране. | ||
− | В мае 1990-го года состоялось первое широкодоступное и официально открытое мероприятие, ознаменовавшее возрождение теософии в России. Им явилась выставка "Сфинкс ХIХ столетия", посвященная Елене Петровне Блаватской. Организаторы выставки Е.С.Лебедева и Д.Н.Попов провели её в Центральном Доме литераторов города Москвы и приурочили к приезду в Москву президента международного Теософского Общества | + | В мае 1990-го года состоялось первое широкодоступное и официально открытое мероприятие, ознаменовавшее возрождение теософии в России. Им явилась выставка "Сфинкс ХIХ столетия", посвященная Елене Петровне Блаватской. Организаторы выставки Е.С.Лебедева и Д.Н.Попов провели её в Центральном Доме литераторов города Москвы и приурочили к приезду в Москву президента международного Теософского Общества Радхи Бернье [Radha Burnier] (по приглашению ассоциации "Мир через культуру"). |
8 января 1991 во Дворце Культуры "Меридиан" (Москва) состоялась Учредительная конференция РТО, были утверждены Устав, Манифест и программа Общества, председателем был выбран Попов Дмитрий Николаевич. | 8 января 1991 во Дворце Культуры "Меридиан" (Москва) состоялась Учредительная конференция РТО, были утверждены Устав, Манифест и программа Общества, председателем был выбран Попов Дмитрий Николаевич. | ||
Строка 184: | Строка 181: | ||
Однако деятельность теософских групп не прекращалась, продолжая развиваться каждая своим путём. Так в Кемерово начиная с 1993 года начала постепенно формироваться теософская группа, лидерами которой были Баканов Владимир Анатольевич и Червова Лариса Михайловна. Через несколько лет члены этой группы образовали «Русскую Эзотерическую Школу Теософии имени Е.П.Блаватской» (РЭШТ) под руководством В.А.Баканова, которая проводила регулярные встречи по изучению трудов Е.П.Блаватской. Деятельность РЭШТ привлекала людей из разных городов, лекторов этой группы приглашали на выездные семинары по всей стране, а также в Украину. В.А.Баканов посетил с лекциями 18 городов, в некоторых из которых образовались постоянные группы по изучению теософской литературы. 5 из 7 существующих на конец 2014 года отделений ТО в России возникли из этих теософских групп. | Однако деятельность теософских групп не прекращалась, продолжая развиваться каждая своим путём. Так в Кемерово начиная с 1993 года начала постепенно формироваться теософская группа, лидерами которой были Баканов Владимир Анатольевич и Червова Лариса Михайловна. Через несколько лет члены этой группы образовали «Русскую Эзотерическую Школу Теософии имени Е.П.Блаватской» (РЭШТ) под руководством В.А.Баканова, которая проводила регулярные встречи по изучению трудов Е.П.Блаватской. Деятельность РЭШТ привлекала людей из разных городов, лекторов этой группы приглашали на выездные семинары по всей стране, а также в Украину. В.А.Баканов посетил с лекциями 18 городов, в некоторых из которых образовались постоянные группы по изучению теософской литературы. 5 из 7 существующих на конец 2014 года отделений ТО в России возникли из этих теософских групп. | ||
+ | |||
+ | Руководство Теософского Общества (Адьяр) старалось оказывать посильную помощь в возрождении теософского движения в России. Начиная с приезда Радхи Бернье в 1990 году в Россию стали постоянно приезжать теософские лекторы из европейский государств. Среди первых были: г-н Курт Берг [Curt Berg] - председатель Европейской Федерации ТО (EFTS); вице-председатель этой организации г-жа Ким Дью [Trân-Thi-Kim-Diêu]; Марья Артамаа [Marja Artamaa] из Финляндии. В 1993 году Европейской Федерацией ТО была выпущена и привезена в Россию теософская литература на русском языке. | ||
+ | |||
+ | 11 июня 1994 года президент ТО Радха Бернье назначила своим представителем в России Н.Велигон. Так, начиная с 1995 года в ежегодном отчёте ТО (Адьяр) стала появляться статистика и по России. Первый отчёт сообщал об имеющихся 7 членах ТО в нашей стране. Основными городами для проведения мероприятий ТО в России в 90-х были Москва, Санкт-Петербург и Магнитогорск, а в Украине – Днепропетровск и Киев. Во всех этих мероприятиях принимали участие теософы со всех стран бывшего СССР. | ||
+ | |||
+ | В 1999 году в Магнитогорске было создано первое отделение ТО в России: «Ложа Блаватской», а по всей России на конец этого года насчитывалось 18 членов ТО. К сожалению с 2005 года представитель президента ТО и «Ложа Блаватской» перестали действовать. | ||
С 2000 г. в Интернете начали появляться теософские сайты. Одним из первых был создан Константином Зайцевым сайт www.theosophy.ru, где до сих пор собирается информация о различных теософских группах и библиотека теософской литературы. Сейчас в глобальной сети насчитывается несколько десятков русскоязычных сайтов теософской направленности. Среди наиболее наполненных и информативных стоит отметить: | С 2000 г. в Интернете начали появляться теософские сайты. Одним из первых был создан Константином Зайцевым сайт www.theosophy.ru, где до сих пор собирается информация о различных теософских группах и библиотека теософской литературы. Сейчас в глобальной сети насчитывается несколько десятков русскоязычных сайтов теософской направленности. Среди наиболее наполненных и информативных стоит отметить: | ||
Строка 194: | Строка 197: | ||
С появлением социальных сетей в Интернет и с глубокой их интеграцией во многие сферы деятельности современного человека, теософские идеи отразились и в них. На сегодняшний день (2014 год) нет ни одной крупной русскоязычной социальной сети, где не присутствовало бы сразу нескольких теософских сообществ. | С появлением социальных сетей в Интернет и с глубокой их интеграцией во многие сферы деятельности современного человека, теософские идеи отразились и в них. На сегодняшний день (2014 год) нет ни одной крупной русскоязычной социальной сети, где не присутствовало бы сразу нескольких теософских сообществ. | ||
− | + | С 2011 года официальная деятельность Теософского Общества (Адьяр) в России возобновилась. На этот раз не с помощью зарубежных теософов, а за счёт внутренней активности членов ТО в стране – была получена хартия для отделения «София» (Москва, и.о. президента Г.Е.Польченко), в 2012 получены хартии для отделений «Гаруда» (Нижний Новгород, президент Г.В.Блау) и «Ложа Е.П.Блаватской» (Кемерово, президент В.А.Баканов), в 2013 году добавились ещё отделения «Адамант» (Зеленогорск и Бородино, президент В.В.Шабурников), «ОМ-Тара» (Омск, президент А.Г.Мурашов) и «Сатья Ведана» (Юрга, президент Н.П.Тишкова). Таким образом численность отделений ТО на конец 2013 года возросла до 6, а количество членов ТО в России до 141 человека. 6 ноября 2013 года страна получила статус Президентского Агентства, представителем президента был назначен П.Н.Малахов. | |
− | |||
− | |||
− | + | 2014 год принёс ещё одну хартию для второго отделения в Москве, названного «Анахата» (президент А.В.Беспутин), а общее количество членов возросло до 155 с географией распределения, охватывающей всю Россию. | |
Современное теософское движение в России проходит этап активного развития как в официальной форме отделений и членов международного Теософского Общества, так и в сфере нахождения общих точек соприкосновения между всеми теософами, вне зависимости от их возраста, национальности, членства в организациях и других различий. Нахождение единомышленников и объединение в различных направлениях характеризуют созидательную тенденцию в формировании российского теософского сообщества наших дней, старающегося отвечать высоким этическим принципам теософии. | Современное теософское движение в России проходит этап активного развития как в официальной форме отделений и членов международного Теософского Общества, так и в сфере нахождения общих точек соприкосновения между всеми теософами, вне зависимости от их возраста, национальности, членства в организациях и других различий. Нахождение единомышленников и объединение в различных направлениях характеризуют созидательную тенденцию в формировании российского теософского сообщества наших дней, старающегося отвечать высоким этическим принципам теософии. | ||
Строка 206: | Строка 207: | ||
История теософского движения в России ещё не дописана: невозможно уследить за всеми событиями в такой большой стране, при таком разнообразии теософской мысли. Так что статья эта ещё будет уточнятся, и дополнительная информация приветствуется. Если у вас есть, что рассказать об истории развития теософского движения в России, присылайте, пожалуйста свой материал на адрес представителя президента ТО в России: pr@ts-russia.org | История теософского движения в России ещё не дописана: невозможно уследить за всеми событиями в такой большой стране, при таком разнообразии теософской мысли. Так что статья эта ещё будет уточнятся, и дополнительная информация приветствуется. Если у вас есть, что рассказать об истории развития теософского движения в России, присылайте, пожалуйста свой материал на адрес представителя президента ТО в России: pr@ts-russia.org | ||
− | При написании этой статьи использовалась статья Е.Ф.Писаревой «История русского теософского движения» и воспоминания современных теософов: Е.С.Лебедевой, Е.А.Логаевой, А.М.Мачульского и других. Большая часть этой статьи является краткой компиляцией статьи Е.Ф.Писаревой. | + | При написании этой статьи использовалась статья Е.Ф.Писаревой «История русского теософского движения» и воспоминания современных теософов: Е.С.Лебедевой, Е.А.Логаевой, А.М.Мачульского и других, а также архивные материалы в Адьяре. Большая часть этой статьи является краткой компиляцией статьи Е.Ф.Писаревой. |
Строка 213: | Строка 214: | ||
<div align="right">''представитель президента''</div> | <div align="right">''представитель президента''</div> | ||
− | <div align="right">''ТО в России''</div> | + | <div align="right">''ТО в России'', 2013-2016</div> |
<div align="right">[http://ts-russia.org/ http://ts-russia.org]</div> | <div align="right">[http://ts-russia.org/ http://ts-russia.org]</div> | ||
− | |||
=Дополнительно= | =Дополнительно= | ||
Строка 222: | Строка 222: | ||
* [[Медиа:История теософского движения в России.pdf | Скачать эту статью в PDF]] | * [[Медиа:История теософского движения в России.pdf | Скачать эту статью в PDF]] | ||
* [http://forum.ts-russia.org/viewtopic.php?f=26&t=11 Обсудить на форуме] | * [http://forum.ts-russia.org/viewtopic.php?f=26&t=11 Обсудить на форуме] | ||
− | |||
[[Категория: Статьи]] | [[Категория: Статьи]] |
Текущая версия на 05:24, 20 ноября 2017
До революции
Интерес к теософии в России появился вскоре после основания Теософского Общества. Сотрудничество Е.П.Блаватской с А.Н.Аксаковым в исследовании оккультных явлений, переписка с Н.А.Фадеевой, редакторами русских изданий, публикации на русском языке – не оставляют в этом сомнения. Активными сотрудниками в России были Вера Петровна Желиховская и ее дочь Вера Владимировна, в замужестве Джонстон, которые печатали статьи о теософии в русских изданиях.
Первые теософские кружки в России появились в 1901 году, но развитию официального теософского движения препятствовала церковная цензура, распространявшаяся на все сферы жизнедеятельности россиян того времени. Однако о негласном влиянии теософских идей на умы интеллигенции говорит хотя бы тот факт, что после издания в 1906 году перевода книги Мейбл Коллинз «Свет на Пути» с прилагаемой статьёй о карме, её тут же перепечатал «Посредник», самое популярное издательство того времени.
Первым пионером теософии в России следует считать Нину Константиновну Гернет. Она ежегодно ездила за границу, бывала на большинстве европейских теософских съездов, познакомилась с Анни Безант и с большим риском для себя провозила запрещённую в России теософскую литературу. Главный склад этой литературы сохранялся в Петербурге, в помещении друга её детства Анны Алексеевны Каменской (1867-1952), которая, однако, ввиду активной социальной деятельности никак не могла с ними ознакомиться, несмотря на уверения подруги, что эта литература соответствует её устремлениям. Занимаясь частной преподавательской практикой, она организовала вместе с С.Л.Гельмбольдт частную гимназию, вела вечерние курсы для молодежи рабочих районов, участвовала в женском движении за равноправие, в создании бесплатных столовых для голодающих и народных библиотек. Возможность предоставилась в результате несчастного случая в 1899 году, приковавшего А.А.Каменскую к постели на месяц, и с тех пор она стала одним из лидеров теософского движения.
Н.К.Гернет состояла членом английского Теософского Общества и имела связи с отделениями в Германии, Швейцарии, Франции и Италии. При ее содействии А.А.Каменская была заочно принята в члены Английского отделения Теософского Общества, а после личных встреч с А.Безант решила создать Теософское Общество в России. Вскоре к ней присоединилась Мария Магдалена фон Штраух-Спеттини (1847-1904), член берлинского Теософского Общества, актриса, выступавшая на так называемой "немецкой сцене" Александринского и Михайловского театров Санкт-Петербурга. Субботний чай у М.фон Штраух стал первым кружком, из которого через шесть лет возникло Российское Теософское Общество. Вскоре этот кружок стал настолько большим, что был организован второй — кружок Иппатии, посвященный Иппатии Александрийской, женщине-философу, астроному и математику 4-5 веков н.э. Постепенно в различных городах Российской империи стали возникать неофициальные теософские кружки. Н.К.Гернет сумела объединить теософов, вовлечь в работу Е.Ф.Писареву из Калуги, П.Н.Батюшкова из Москвы, Е.Радзевич из Киева. Именно Н.К.Гернет предоставила свою прекрасную библиотеку теософской литературы, которая послужила основой центральной библиотеки российской секции.
Не менее известной и яркой фигурой теософского движения в России того времени была Анна Павловна Философова (1837-1912), лидер женского движения, основатель Женского Взаимно-благотворительного Общества в Петербурге, принимавшая активное участие в организации школ и больниц для бедных. Начав изучать теософию в Германии, по возвращении в Россию в 1892 году, на почве благотвортельности она познакомилась с Каменской, затем прослушав несколько её частных лекций, она стала членом теософского кружка М.фон Штраух и первейшей помощницей в организации Российского Теософского Общества. Она поддерживала общество финансово, предоставляла свой престижный салон в Петербурге для дискуссий и лекций, представляла Российских Теософов на различных конгрессах за границей. Вплоть до самой смерти А.П.Философова оставалась активным членом РТО, хотя на многое в теософии имела свое независимое мнение.
Объединив своей неутомимой деятельностью некоторые теософские группы, А.А.Каменская в конце концов организовала Российское Теософское Общество (РТО), зарегистрированное 30 сентября 1908 года.
Однако часть теософских кружков решила остаться независимой как от вновь образованного российского Общества, так и от европейских. Среди таких была группа из Смоленска, учредившая 30 июля 1907 года Смоленское Теософское Общество. Его организаторами выступили В.И.Штальберг, Фон-дер-Рааб-Тилен и настоятель мужского монастыря архимандрит отец Игнатий, а среди его членов был целый ряд церковных иерархов. Это общество носило ярко выраженный православный патриотический характер. Но 25 апреля 1908 года своим декретом святейший Синод запретил православным иерархам участвовать в деятельности или поддерживать подобные общества, считая их враждебными по отношению к православному христианству, хотя и не найдя в деятельности Теософского общества чего-либо аморального, антихристианского или греховного. В августе 1908 года общество стало называться Смоленское Христианские Теософское Общество, но в 1911 году перестало существовать.
Также пожелавшим быть независимой теософской организацией стал кружок Клеопатры Христофоровой в Москве. Членами его были Андрей Белый, его мать Александра Дмитриевна Бугаева, Павел Николаевич Батюшков, друг А.Белого, Борис Григоров, будущий глава Русского Антропософского Общества, Софья Урусова, которая впоследствии стала председателем Московского отделения Российского Теософского Общества, Анна Рудольфовна Минцлова. Кружок К.П.Христофоровой собирался у нее дома на Девичьем поле в Москве. Кружок просуществовал до 1910 года, до отъезда А.Р.Минцловой, после чего он распался. Некоторые из его членов позже организовали Штейнеровский кружок.
Большинство членов Общества были людьми яркими и незаурядными и это отразилось на деятельности Общества. Работа велась в разных областях: просветительская, издательская, благотворительная, педагогическая, научная.
В РТО постепенно образовалось 7 отделов, в каждом из которых действовало несколько групп или, как их тогда называли, кружков.
В Петербурге, где под влиянием А.А.Каменской работа шла наиболее энергично, под конец образовалось семь кружков — пять русских, один французский и один немецкий. Кружок имени Е.П.Блаватской вёл П.И.Тимофеевский; кружок «Сравнительного изучения религий» вела А.А.Каменская; кружок «А. Безант» — Ц.Л.Гельмбольдт; кружок «Орфей» — Александра Васильевна Унковская; этический кружок — Анна Викторова; французский кружок «Hypatia» вела Л.П. Страсбадер, немецкий, имени «Maria Strauch» — Э.Д. Пантениус.
В остальных отделах было по два и по три кружка.
Председателями отделов были:
В Москве: Ю.Н. Кирпичникова, позднее княгиня С.В. Урусова, а с 1913 года Софья Владимировна Герье
В Киеве: Елизавета Вильгельмовна Родзевич, потом Евгений Михайлович Кузьмин
В Харькове: Вера Алексеевна Молокина
В Калуге: Елена Фёдоровна Писарева
В Ялте: С.В. Татаринова
В Ростове-на-Дону: М.Г. Фёдорова
Легализация
Легализовать общественное движение в те времена было крайне сложно, так как правительство очень подозрительно и неодобрительно относилось ко всем инициативам, исходящим снизу. Тем не менее в 1907 году были проведены три съезда теософов в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге, где было принято решение о необходимости легализации РТО, генеральным секретарём которого была единогласно избрана А.А.Каменская. Осенью того же года она подала прошение о регистрации РТО. Время для этого было вполне подходящим, так как вслед за неудачной японской войной, правительством была объявлена «Свобода слова, вероисповедания, общественных собраний и союзов, не занимающихся политической деятельностью».
30 сентября 1908 года Российское Теософское Общество было зарегистрировано в реестре обществ Санкт-Петербурга за № 304.
После легализации, когда теософы получили возможность работать открыто, во всех отделах РТО начали ежемесячно устраивать открытые собрания. Организация работы происходила приблизительно по одним и тем же линиям. В еженедельных закрытых собраниях проводилось коллективное изучение теософских учений с докладами сотрудников, а в открытых собраниях давались публичные лекции наиболее опытными и знающими членами; лекции эти каждый раз сопровождались обсуждениями с участием аудитории.
Условия вступления в РТО и его деятельность
Особенной чертой А.А.Каменской в организаторской работе был строгий выбор вступающих в РТО. Она видела успех движения не в количестве, а в качестве вступающих. Правило принятия требовало рекомендаций от двух теософов, ответственных за свою рекомендацию. Кроме того, вступающему предлагалось ответить на четыре вопроса:
1. Признаёт ли он братство людей?
2. Признаёт ли необходимость терпимости?
3. Что он ожидает от теософии?
4. Что он может внести в Теософское Общество?
Из этого правила не делалось никаких исключений даже для известных и уважаемых в обществе людей.
Л.Н.Толстой
Летом 1908 года А.А.Каменская, А.В.Унковская и Е.Ф.Писарева были в гостях у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Лев Николаевич был в курсе теософской работы и читал «Вестник Теософии» благодаря постоянному общению со своей невесткой С.Н. Толстой, которая одна из первых вступила в РТО и была деятельным членом Калужского Отдела. На полях одного из журналов его рукой были сделаны такие пометки: «верно», «хорошо», «очень хорошо».
Весь день, проведённый теософами в Ясной Поляне, Лев Николаевич не уходил, как обычно, к себе, и провёл его в беседе с ними, внимательно выслушивая всё, что касалось теософии. Особенно заинтересовал его рассказ Е.Ф.Писаревой о том, как она подошла к теософии и как это изменило всю её жизнь. С интересом слушая рассказ, Лев Николаевич повторял несколько раз с большим одушевлением: «Вот это я понимаю! Это — настоящее! Не одни слова, сам человек изменился — вот что главное!»
Позднее С.Н. Толстая рассказывала, что после отъезда теософов он ещё в течение нескольких дней повторял рассказ Е.Ф.Писаревой новым гостям, каждый раз заканчивая фразами: «Вот что настоящее! Это — главное!».
Село Подборки
Анна Алексеевна Каменская, выбранная генеральным секретарём (председателем) РТО, ввела с самого начала широкое демократическое начало в его работу; она ничего не решала единолично и старалась всеми способами вызывать личную инициативу и самодеятельность во всех, кому было поручено вести местные отделы Теософского Общества. С этой целью, начиная с 1909 г., вскоре после легализации РТО, она предложила всем представителям отделов кроме съезда на годовых собраниях в Петербурге собираться ещё раз на летнюю работу во время каникул в Подборках (родовая усадьба семьи Писаревых) Калужской губернии, где она гостила у Е.Ф.Писаревой во время летнего отдыха каждый год влоть до 1918 г. Несмотря на то что представители отделов РТО не были в большинстве ни богатыми, ни свободными людьми, все не только охотно, но и радостно отозвались на этот призыв, и с различных концов страны — из Киева, Ялты, Ростова, Харькова, Полтавы, Москвы и Петербурга, — съезжались во второй раз в году на летнюю семидневную работу.
Все стоявшие во главе отделов понимали оккультную основу теософских учений и знали, что лучшая пропаганда теософии состоит в том, чтобы вносить её дух в жизнь. Они подавали живой пример своим сотрудникам и членам своего отдела, благодаря чему теософская работа с самого начала проявляла одухотворённый характер.
До объявления войны эти собрания происходили через год — когда не было европейского теософского конгресса, а во время и после войны они повторялись каждое лето, вплоть до Октябрьской революции, которая уничтожила вместе с другими и Подборскую усадьбу.
Издательство «Лотос»
В конце 1906 года Н.В.Писарев (муж Е.Ф.Писаревой), также вступивший в Теософское Общество, основал в Калуге издательскую фирму «Лотос» и начал печатать русскую теософскую литературу. Первой книгой, которую он издал, была «Сокровенная религиозная философия Индии» брамана Чаттерджи. Издательство «Лотос» развивалось с большим успехом. Вложив свои средства, свой труд и свою любовь в это дело, Н.В.Писарев вступил в сношения с главными книжными магазинами больших городов, назначив для большего распространения низкие цены на книги, и вскоре начал получать отовсюду заказы на теософскую литературу. До Октябрьской революции «Лотос» выпустил 21 издание, но потом весь склад книг этого издательства был конфискован.
Журнал «Вестник Теософии»
В 1907 году, за год до возникновения РТО, было решено издавать свой собственный ежемесячный журнал «Вестник Теософии», просуществовавший без перерыва 10 лет в формате и размере (110 стр.), сходным с адьярским «The Theosophist». Это решение было вызвано тем, что совершенно неизвестное российским теософам лицо начало издавать журнал под названием «Теософское обозрение». А.А.Каменская отправилась к нему и убедилась, что издатель этого журнала не имеет никакого отношения к Теософскому Обществу и задумал издавать его в виду возникшего в обществе интереса к теософии. Решение Анны Алексеевны было очень смелое, так как денег на издание ещё не было. На первый номер удалось собрать денег между собой, в чём очень помог бывший спирит К.Д.Кудрявцев, вступивший в Теософское Общество. Он заведовал Петербургской Городской Типографией и снабжал новый журнал бумагой на выгодных условиях в рассрочку. Все сотрудники были даровые, и каждый раз, когда бывали денежные затруднения, откуда-нибудь появлялась помощь.
В 1908 году появился первый выпуск журнала, редактором которого с основания и до 1913 года была А.А.Каменская, а с 1913 до прекращения — Ц.Л.Гельмбольдт. Она же с 1914 по 1917 год была редактором "Известий Российского Теософского Общества". Журнал выходил ежемесячно 7-го числа за исключением июня и июля.
В октябре 1918 года работа по изданию "Вестника Теософии" была приостановлена. Прекращение типографской работы русские теософы воспринимали чрезвычайно тяжело и пытались каким-либо образом продолжать работу. В феврале 1918 года был национализирован выпуск бумаги и введена цензура де факто. Журнал ранее имевший по 100-113 страниц превратился в маленький буклет, менее чем 55 страниц.
В сентябре 1918 года был выпущен последний номер «Вестника Теософии», в котором было начало «Эзотерического христианства» А.Безант. В том же году должна была выйти новым изданием книга «У ног Учителя», но на неё был наложен запрет.
Когда закрывали типографию, в ней работало пять членов. Их арестовали и повели в Народный Суд, который, начавшийся грозными криками и оскорблениями по адресу арестованных, закончился их оправданием. Члены суда были поражены их спокойствием и не только отпустили на волю, но и присудили отдать им обратно типографию и конфискованные книги. Несмотря на этот приговор, типография осталась запечатанной и конфискованные книги не были возвращены.
Позднее, уже в эмиграции, А.А.Каменская предприняла попытку восстановить издание журнала, назвав его "Вестник". Первый выпуск, финансируемый Европейской федерацией Теософского Общества и частными пожертвованиями появился в апреле 1924 года, печатался в Брюсселе, имел 12 страниц и распространялся бесплатно. Вскоре «Вестник» удвоился в размере и стал копировать по формату прежний. Однако журнал утерял свою значимость из-за отсутствия в составе редколлегии людей определенного нравственного и духовного уровня. Его последний выпуск появился в 1940 году.
«Орден Служения»
Вскоре после основания РТО был организован «Орден Служения», который проявил особенно энергичную деятельность во время войны. Во всех провинциальных отделах РТО были устроены дежурства в военных госпиталях, чтение вслух для раненых и беседы с ними. В самом Петербурге Орден Служения имел девять отделов.
Одной из задач Ордена было распространение вегетарианства. В 1910 году на Васильевском Острове была открыта вегетарианская столовая под руководством Б.Ю. Каляр. Эта столовая просуществовала до 1921 года, внося свои доходы в кассу Общества.
Во время 1-ой мировой войны Орденом были организованы курсы оказания первой помощи раненным и шитья белья, организована бесплатная раздача обедов, производились осмотры районов по поиску пострадавших, велась работа в лазаретах, собирались среди членов Общества пожертвования на так называемые койки имени Общества. Такие койки содержались в разных лазаретах: Вольно-экономического Общества, Каменноостровского Дворца принцессы Саксен-Альтенбургской и имени Русского учительства на передовых позициях. Свое помещение Теософское Общество предоставило под сборный пункт, несколько членов Общества ушли на фронт в качестве врачей, сестер милосердия и санитаров.
Теософский ашрам возле Сочи
В 1914-1915 годах детский писатель и путешественник Усов Александр Александрович (1872-1941) вместе со своими единомышленниками основал в посёлке Лазаревском (ныне микрорайон Сочи) небольшой теософский ашрам – духовную общину, куда могли приехать другие теософы, чтобы душевно отдохнуть и духовно наполниться. В числе гостей был, например, известный поэт Максимилиан Волошин. А.А.Усов пытался построить в местечке Гуарек храм Солнца в виде звезды, где через систему зеркал солнечный свет мог бы быть в каждом помещении. После смерти А.А.Луначарского, с которым А.А.Усов был дружен, последнего сослали в Сибирь на поселение. В 1941 году он ушёл из дома, чтобы умереть на свободе и не вернулся.
После революции
В 1917 году РТО инициировало движение "Союз воспитания свободного человека", задачей которого было объединение "всех признающих, что свобода и счастье народа зависит от внутренней культуры составляющих его людей" и выработка методов создания этой культуры. Районные комитеты находились в Петрограде, Москве и Калуге.
В 1918 г. советские власти не только запретили собрания РТО, но и реквизировали типографию, обрекая на уничтожение весь имевшейся в ней запас теософской литературы. В ноябре 1918 года состоялось последнее годовое собрание, на котором присутствовали представители всех отделов, а в начале 1919 года всякая общественная инициатива была запрещена, и РТО должно было прекратить свою работу. Хотя официально оно было запрещено лишь в 1922 году, но уже в 1919 году были строго запрещены открытые и закрытые собрания, что фактически привело к прекращению деятельности Общества.
В первое время члены собирались маленькими группами и продолжали работать, но в 1920 году и эти скромные попытки общения должны были прекратиться. В этом же году был закрыт кооперативный магазин, в котором продавались теософские книги, художественные картины и крестьянские кустарные изделия.
В 1921 году была закрыта типография, в которой на тот момент уже не было наёмных рабочих, и работали только члены РТО. Им удалось ещё напечатать миниатюрное издание «Света на Пути» и несколько брошюр Союза Воспитания. Для обеспечения некоторого дохода в типографии до закрытия также печатались визитные карточки, объявления и т. п.
Несмотря на запреты и жёсткую цензуру любых общественных начинаний, теософы продолжали пытаться вести свою деятельность.
В 1921 году образовался Житомирский Отдел РТО, председателем которого стал доктор Виктор Викторович Гинце. С 1920 по 1922 г. работало Теософское Общество во Владивостоке. Его секретарём был Е.Ф. Масленников.
В годы гражданской войны, в начале 20-х годов, когда в стране царили голод и беспризорщина, членом Калужского отделения РТО Лидией Марьяновной Арманд была создана детская школа-коммуна. Она располагалась в имении Ильино близ Пушкино. Здесь обучались дети 11-13 лет. Школа имела два класса, в которых обучалось около 40 детей. В учебной программе наряду с общеобразовательными предметами преподавались основы Теософии. Отдел народного образования платил педагогам мизерное жалование, которое они отдавали в общую кассу. Из этих средств покупались лекарства и продукты. Оставшаяся часть делилась поровну между штатными преподавателями и теми из них, кто не числился в списках Отдела образования. Школа-коммуна просуществовала до 1925 года. Ее закрытие было санкционировано Московским отделом народного образования, несмотря на то, что претензий к качеству преподавания и преподавательскому составу не имелось.
После эмиграции из России А.А.Каменской, вместо неё в Петербурге осталась Софья Факионовна Лесман, которая хранила литературу, оказывала помощь нуждающимся, поддерживала связь между теософами. Вместе с мужем они были репрессированы и высланы в Алма-Ату.
Ликвидация РТО
В 1920 году, когда налагался запрет на деятельность всех обществ, был сделан ночьной обыск и в центре Теософского Общества на Ивановской улице, и, несмотря на то, что не было обнаружено ничего опасного, агенты ГПУ забрали с собой много бумаг, рукописей и писем.
В Украине члены Общества работали до весны 1923 года, когда была объявлена перерегистрация всех обществ. В Житомире и Киеве было отказано в регистрации Теософского и Вегетарианского обществ, так как они носят «буржуазный» характер. После отказа в регистрации пришлось и этим обществам прекратить свою деятельность.
Село Караваевка
Интересная попытка продолжить теософскую работу после запрета общественных и внутренних действий РТО была предпринята в 1920 году во Владимирской губернии в селе Караваевка. Госпожа Зимина, которой удалось сохранить свою усадьбу, пригласила А.А.Каменскую и её сотрудников переселиться к ней в имение, находившееся в тридцати верстах от Троице-Сергиевской Лавры, знаменитого монастыря, сыгравшего такую важную роль в истории России. Усадьба сохранилась благодаря чувству искреннего уважения крестьян окрестных деревень, ценивших её хозяку как врача и акушерку. В благодарность за её многолетние самоотверженные труды люди привозили ей муку, картофель, яйца, масло, грибы и другие продукты. Потому у неё были большие запасы, которыми она поделилась с приехавшими теософами.
Зимина мечтала об устройстве теософской общины, а её муж, со своей стороны, предложил для теософской работы «Народный дом», который он основал в Караваевке и которым заведовал. Он стоял во главе местного кооперативного движения и помог крестьянам создать ряд кооперативных предприятий: мельницу, маслобойню и сапожную мастерскую; все эти предприятия имели большой успех. Теософы с благодарностью приняли оба предложения и основали маленькую артель с разнообразными работами в доме, саду и огороде. По воскресеньям устраивались беседы, лекции и концерты для народа. Была даже устроена выставка кустарно-художественных изделий благодаря тому, что к общине присоединился знаток этой отрасли народного труда А.Л.Погоская.
В апреле 1921 года в Народном Доме Караваевых был обыск, во время которого нашли несколько толстовских изданий и между ними брошюру против смертной казни. Она послужила главным поводом для обвинения Зимина в «преступной деятельности». Его жена поехала хлопотать о его освобождении и советовала друзьям разъехаться. На этом теософская община рассеялась, проработав ровно год.
Русское Теософское Общество вне России
После ликвидации караваевской общины Е.Ф.Писарева эмигрировала в Италию, где занималась переводом теософской литературы, а за собственную книгу «О скрытом смысле жизни» была удостоена в 1935 г. золотой медали Суббы Роу, выдающейся Теософским Обществом за весомый вклад в развитие теософского движения. А.А.Каменской, Ц.Л.Гельмбольдт и В.Н.Пушкиной удалось в начале июня 1921 года бежать в Финляндию, где их вскоре встретил генеральный секретарь Финляндской Теософской Секции доктор Сонг, помогший с оформлением документов и устройством беженок, однако остальные менее удачливые российские беженцы прошли через тяжёлые испытания.
По указанию президента ТО Анни Безант, А.А.Каменская поселилась в Швейцарии, где стала думать о восстановлении Русского Теософского Общества за границей. Она вошла в сношение с рассеянными по всему свету русскими теософами и стала издавать маленький периодический журнал «Вестник», который должен был служить звеном для их соединения в одну сплочённую теософскую семью; затем она добилась того, что возникли в Швейцарии, Англии, Франции, Бельгии и Германии семь работающих теософских центров, необходимых для получения хартии национальной секции ТО. В результате 1 января 1926 года А.А.Каменская получила от Анни Безант устав Русского Теософского Общества вне России (РТОвР). Этот Устав восстанавливал статус РТО, как 14-й национальной секции Общества. К этому моменту РТОвР имело 10 лож, 20 центров, 175 зарегистрированных членов. В 1935 году в ней уже имелось 13 лож и много отдельных кружков в различных частях света.
А.А.Каменская сделала всё, что возможно для возрождения теософской работы в условиях бесправия и тяжёлой нужды эмигрантского существования. Чтобы дать возможность соединиться для общей работы представителям разбросанных по Европе теософских центров, ей удалось организовать ежегодную «Русскую теософскую неделю». Не обладая никакими личными средствами, она имела зато в различных европейских центрах многочисленных друзей, которые предлагали приютить приезжавших делегатов и предоставляли на время русского съезда подходящее помещение.
За 1922-24 годы А.А.Каменская смогла установить контакты со многими русскими теософами, разбросанными по всему миру. Некоторые из них установили связь с национальными секциями других стран. Профессор Н.И.Эрасси, член РТО сформировал теософский кружок в 1921 году в Ревеле (Таллин) и установил контакт с Английской секцией международного Общества. Три кружка были организованы Финской секцией между 1920-24 годами. Один из них был в Куоккала, его лидером была Вера Холшевникова. Подобные кружки образовались во Владивостоке, Шанхае, Тянь-цзине, Гонконге, Берлине, Париже, Лионе, Флоренции, Турине, Константинополе, Сан-Франциско, Бруклине и в некоторых городах Южной Америки. А.А.Каменская получала сведения обо всей их деятельности.
Весной 1926 года, после выдержанного университетского экзамена, А.А.Каменская защитила свою докторскую диссертацию на тему «Бхагавад-гита и её роль в религиозном движении Индии». Диссертация оказалась такой интересной, что привлекла массу слушателей — не только из самого университета, но и из города. В следующем 1927 году ей было разрешено открыть в качестве приват-доцента Женевского Университета кафедру Сравнительного Изучения Религий.
В 1939 году возникли сложности по продлению действия Устава РТОвР, так как русская секция перестала расти. Некоторые ложи оканчивали своё существование из-за того, что их члены преклонного возраста, связанные еще с русским Обществом в Санкт-Петербурге, умирали, в то время как другие разъезжались.
Советский период
В Советском Союзе теософское движение находилось в нелегальном положении и теософы не могли выражать свои взгляды открыто, тем не менее личные встречи и обсуждение теософских тем продолжались.
Так в Ленинграде теософскую работу поддерживали супруги Обнорские Алексей Николаевич и Ольга Борисовна, поддерживающие связь с теософами своего города, Москвы и других городов. Алексей Николаевич, будучи человеком высоко образованным и знавший около 5 языков, переводил работы Джидду Кришнамурти. В 1952 году он был по доносу арестован за «революционную пропаганду» и только смерть Сталина и последующая амнистия уберегли его от лагерей. В эту же теософскую группу входили Ольга Владимировна Енько, Софья Факионовна Лесман, Павел Ильич и его дочь Екатерина Павловна Тимофеевские – все люди высоких нравственных принципов, проявлявших свои убеждения в повседневной жизни.
Среди московских теософов этого периода можно назвать Конкордию Евгеньевну Антарову, известную своей замечательной книгой «Две жизни», где средствами художественной литературы раскрывается скрытая сторона работы духовных Учителей.
Возрождение официального теософского движения в России
В начале 1990-х годов по всей стране был отмечен всплеск интереса ко всему, что связано с духовностью и саморазвитием. Видное место в общем процессе пробуждения заняло литературное наследие Елены Петровны Блаватской. Её труды стали появляться во многих изданиях. Её главный труд «Тайная Доктрина», переведённый Еленой Ивановной Рерих ещё в 1937 году переиздаётся практически ежегодно начиная с 1991 года и в 2014-м году имеет уже более 20 изданий. Кроме переводов и издания трудов Е.П.Блаватской, появились постоянно действующие семинары, ставящие перед собой цель изучать и популяризировать её имя и идеи, на различных (не только теософских) конференциях зазвучало имя основательницы Теософского Общества, как в научной так и в любительской среде начали открыто изучаться её труды.
Анализируя теософское движение современной России, необходимо отметить, что оно (особенно на начальном этапе) было тесно связано с рериховским движением. Высоко оценивая роль Е.П.Блаватской, следуя наставлению Е.И.Рерих, каждое рериховское объединение считает своим долгом способствовать тому, чтобы приближать время, когда "имя её будет поставлено на должную высоту почитания" (Е.И.Рерих). Кроме широко распространённого в России рериховского движения высокую оценку наследию Е.П.Блаватской дают многие традиции и учения, в том числе и новообразованные. Таким образом теософские идеи, изначально широко заложенные Махатмами через Елену Петровну боле 120 лет назад, находят отклик в современных умах и вызывают живой интерес своей неисчезающей актуальностью.
В 1990-м году группой энтузиастов из Ассоциации "Мир через культуру" (Р.Т.Дроздова, Е.С.Лебедева, Д.Н.Попов) было принято решение о возобновлении деятельности Российского Теософского Общества в нашей стране.
В мае 1990-го года состоялось первое широкодоступное и официально открытое мероприятие, ознаменовавшее возрождение теософии в России. Им явилась выставка "Сфинкс ХIХ столетия", посвященная Елене Петровне Блаватской. Организаторы выставки Е.С.Лебедева и Д.Н.Попов провели её в Центральном Доме литераторов города Москвы и приурочили к приезду в Москву президента международного Теософского Общества Радхи Бернье [Radha Burnier] (по приглашению ассоциации "Мир через культуру").
8 января 1991 во Дворце Культуры "Меридиан" (Москва) состоялась Учредительная конференция РТО, были утверждены Устав, Манифест и программа Общества, председателем был выбран Попов Дмитрий Николаевич.
14 марта 1991 года Устав РТО был зарегистрирован Министерством Юстиции РСФСР и внесен в государственный реестр уставов общественных организаций под номером 16. (Свидетельство о регистрации Устава РТО № 16 от 14.03.91). Среди учредителей были М.Ф.Дроздова-Черноволенко, С.Ю.Ключников, А.В.Гнездилов, Д.Н.Попов, Е.С.Лебедева, Р.Т.Дроздова, Л.В.Коровина, К.Ю.Корольков, Г.Д.Авруцкий, Брусиловский С.А. Председателем был избран Д.Н.Попов, ответственными секретарем Е.С.Лебедева. В том же году был возрожден журнал "Вестник Теософии" (Свидетельство о регистрации средства массовой информации "Вестник Теософии" N 1267 от 18.11.91).
В августе 1992 года в Москве начало работу издательство "Сфера", печатный орган РТО. На сегодняшний день это старейшее в России издательство теософской, научно-религиозной, эзотерической литературы, хотя его активность значительно снизилась.
Со времени возрождения открытого теософского движения в России, теософские группы постоянно образовывались, часто это были кружки по изучению теософии, которые никак не афишировали свою деятельность. В РТО количество групп также возрастало, и в какой-то момент возник кризис. Так в октябре 1994 года деятельность РТО децентрализовалась, а через два года председатель РТО Д.Н.Попов сложил с себя полномочия, после чего должность председателя была упразднена.
Однако деятельность теософских групп не прекращалась, продолжая развиваться каждая своим путём. Так в Кемерово начиная с 1993 года начала постепенно формироваться теософская группа, лидерами которой были Баканов Владимир Анатольевич и Червова Лариса Михайловна. Через несколько лет члены этой группы образовали «Русскую Эзотерическую Школу Теософии имени Е.П.Блаватской» (РЭШТ) под руководством В.А.Баканова, которая проводила регулярные встречи по изучению трудов Е.П.Блаватской. Деятельность РЭШТ привлекала людей из разных городов, лекторов этой группы приглашали на выездные семинары по всей стране, а также в Украину. В.А.Баканов посетил с лекциями 18 городов, в некоторых из которых образовались постоянные группы по изучению теософской литературы. 5 из 7 существующих на конец 2014 года отделений ТО в России возникли из этих теософских групп.
Руководство Теософского Общества (Адьяр) старалось оказывать посильную помощь в возрождении теософского движения в России. Начиная с приезда Радхи Бернье в 1990 году в Россию стали постоянно приезжать теософские лекторы из европейский государств. Среди первых были: г-н Курт Берг [Curt Berg] - председатель Европейской Федерации ТО (EFTS); вице-председатель этой организации г-жа Ким Дью [Trân-Thi-Kim-Diêu]; Марья Артамаа [Marja Artamaa] из Финляндии. В 1993 году Европейской Федерацией ТО была выпущена и привезена в Россию теософская литература на русском языке.
11 июня 1994 года президент ТО Радха Бернье назначила своим представителем в России Н.Велигон. Так, начиная с 1995 года в ежегодном отчёте ТО (Адьяр) стала появляться статистика и по России. Первый отчёт сообщал об имеющихся 7 членах ТО в нашей стране. Основными городами для проведения мероприятий ТО в России в 90-х были Москва, Санкт-Петербург и Магнитогорск, а в Украине – Днепропетровск и Киев. Во всех этих мероприятиях принимали участие теософы со всех стран бывшего СССР.
В 1999 году в Магнитогорске было создано первое отделение ТО в России: «Ложа Блаватской», а по всей России на конец этого года насчитывалось 18 членов ТО. К сожалению с 2005 года представитель президента ТО и «Ложа Блаватской» перестали действовать.
С 2000 г. в Интернете начали появляться теософские сайты. Одним из первых был создан Константином Зайцевым сайт www.theosophy.ru, где до сих пор собирается информация о различных теософских группах и библиотека теософской литературы. Сейчас в глобальной сети насчитывается несколько десятков русскоязычных сайтов теософской направленности. Среди наиболее наполненных и информативных стоит отметить:
- Дельфис – культурно просветительский журнал
- Орифламма – информационный портал Донецкого Рериховского вестника
- Теопедия – теософская энциклопедия, создаваемая из цитат и трудов разных мыслителей отвечающих теософскому мировоззрению
- Теософист – теософская группа Е.А.Логаевой
С появлением социальных сетей в Интернет и с глубокой их интеграцией во многие сферы деятельности современного человека, теософские идеи отразились и в них. На сегодняшний день (2014 год) нет ни одной крупной русскоязычной социальной сети, где не присутствовало бы сразу нескольких теософских сообществ.
С 2011 года официальная деятельность Теософского Общества (Адьяр) в России возобновилась. На этот раз не с помощью зарубежных теософов, а за счёт внутренней активности членов ТО в стране – была получена хартия для отделения «София» (Москва, и.о. президента Г.Е.Польченко), в 2012 получены хартии для отделений «Гаруда» (Нижний Новгород, президент Г.В.Блау) и «Ложа Е.П.Блаватской» (Кемерово, президент В.А.Баканов), в 2013 году добавились ещё отделения «Адамант» (Зеленогорск и Бородино, президент В.В.Шабурников), «ОМ-Тара» (Омск, президент А.Г.Мурашов) и «Сатья Ведана» (Юрга, президент Н.П.Тишкова). Таким образом численность отделений ТО на конец 2013 года возросла до 6, а количество членов ТО в России до 141 человека. 6 ноября 2013 года страна получила статус Президентского Агентства, представителем президента был назначен П.Н.Малахов.
2014 год принёс ещё одну хартию для второго отделения в Москве, названного «Анахата» (президент А.В.Беспутин), а общее количество членов возросло до 155 с географией распределения, охватывающей всю Россию.
Современное теософское движение в России проходит этап активного развития как в официальной форме отделений и членов международного Теософского Общества, так и в сфере нахождения общих точек соприкосновения между всеми теософами, вне зависимости от их возраста, национальности, членства в организациях и других различий. Нахождение единомышленников и объединение в различных направлениях характеризуют созидательную тенденцию в формировании российского теософского сообщества наших дней, старающегося отвечать высоким этическим принципам теософии.
Послесловие
История теософского движения в России ещё не дописана: невозможно уследить за всеми событиями в такой большой стране, при таком разнообразии теософской мысли. Так что статья эта ещё будет уточнятся, и дополнительная информация приветствуется. Если у вас есть, что рассказать об истории развития теософского движения в России, присылайте, пожалуйста свой материал на адрес представителя президента ТО в России: pr@ts-russia.org
При написании этой статьи использовалась статья Е.Ф.Писаревой «История русского теософского движения» и воспоминания современных теософов: Е.С.Лебедевой, Е.А.Логаевой, А.М.Мачульского и других, а также архивные материалы в Адьяре. Большая часть этой статьи является краткой компиляцией статьи Е.Ф.Писаревой.