Краткая история Теософского Общества: различия между версиями

Материал из Теософское Общество в России
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «<center>'''Краткая история Теософского Общества '''</center> Теософское Общество (ТО) – междунар…»)
 
Строка 1: Строка 1:
<center>'''Краткая история Теософского Общества '''</center>
+
<center><big>'''Краткая история Теософского Общества '''</big></center>
  
  
Строка 196: Строка 196:
  
 
<div align="right">''«Краткая история Теософского Общества»)''</div>
 
<div align="right">''«Краткая история Теософского Общества»)''</div>
 +
 +
 +
{{Президенты ТО}}
 +
 +
[[Категория: Статьи]]

Версия 12:24, 21 апреля 2015

Краткая история Теософского Общества


Теософское Общество (ТО) – международная общественная организация, всемирное просветительское движение, которое имеет свой источник в высотах сверхчеловеческой духовной реальности, откуда появляются силы, направляющие эволюционный ход событий. Основатели ТО – Елена Петровна Блаватская и полковник Генри Стил Олькотт утверждали, что инициатива создания ТО принадлежит группе Великих Учителей, Махатм, чьи универсальные знания эволюции и ее законов делают из них мудрых руководителей всех движений, предназначенных глубоко влиять на развитие мира.

Блаватская ЕП - 1876.jpgОлкотт ГС в армии.jpg

Отправной точкой в истории создания ТО можно считать знакомство Елены Петровны Блаватской с Генри Олькоттом, которое состоялось 14 октября 1874 года в Читтендене, штат Вермонт, США. Официальной целью приезда ЕПБ (так Блаватская часто сама себя называла) в Читтенден было наблюдение феноменов – привидений, которые можно было встретить в фермерском доме семьи Эдди. Но на самом деле основной ее целью было познакомиться с полковником Олькоттом и начать обучать его для предстоящей работы, а также самой провести определенные эксперименты и испытать свою собственную силу, чтобы контролировать эту работу.

Что касается феноменов семьи Эдди, ЕПБ говорила:

«По многим причинам в прошлом и будущем у США специфическая карма с такими медиумистическими феноменами, и они (США) являются изобильным рассадником медиумов и сенситивов».

Немного позже ЕПБ сказала Олькотту, что вспышка феноменов, которые в течении многих лет возбуждают острый интерес и полемику, вызвана Адептами Братства в качестве эволюционного фактора. А потом, в книге «Ключ к теософии» ЕПБ напишет:

«Чаще всего движущей силой так называемых "материализаций" является астральное тело или "двойник" медиума или кого-то из присутствующих. Это астральное тело также является действующей силой при появлении надписей на закрытой доске... Иногда это астральные останки, "оболочки" бывших личностей из камалоки; в других случаях — элементалы.»

После встречи в Читтендене ЕПБ и полковник Олькотт поддерживают переписку. Постепенно Олькотт начинает осознавать, что у Елены Петровны есть план показать ему, что за феноменами спиритизма стоит нечто более великое. Когда полковник вернулся в Нью-Йорк, то навестил ЕПБ, и она продолжила его оккультное образование. Полковник писал:

«Понемногу ЕПБ давала мне знания о существовании восточных Адептов и об их способностях и представляла мне широкий спектр феноменов, доказывавших ее собственную способность управлять оккультными силами природы…»
Джадж УК.jpg

К Блаватской часто приходила толпа интересующихся или любопытных, чтобы послушать ее и поговорить с ней. Среди таких был молодой юрист Уильям Куан Джадж, который прочитал книгу Олькотта «Люди из другого мира» и благодаря этому попал к ЕПБ. Джадж был глубоко пленен и поражен ею, так как она сразу продемонстрировала, что знает все о нем, его частных делах и семейной истории.

Примерно в это время ЕПБ начала работу над своим первым большим литературным трудом, призванным познакомить общественность с всеобъемлющим учением, позже получившим название «теософия» (Божественная Мудрость). Елена Петровна показала полковнику несколько исписанных листов и сказала, что написала это по «указанию», но что из этого будет, она еще не знает. Это было началом рукописи будущей «Разоблаченной Изиды», которую она отложила, и какое-то время ничего с ней не делала.

7 сентября 1875 года в комнате Блаватской в Нью-Йорке собралось 17 человек. Инженер и архитектор Джордж Фельт прочитал поучительную лекцию «Об утерянном Каноне пропорций египтян», в которой он рассказал о «Звезде Совершенства», золотых пропорциях гармонии, применявшихся древними египтянами и греками не только в архитектуре, но и в скульптуре и музыке. Эти знания были известны древним каббалистам. Так же Фелт сказал, что египетские священники были адептами магического знания. В оживленной дискуссии возникла идея Олькотта, поддержанная Блаватской, что было бы хорошо основать Общество, которое бы занималось подобными исследованиями.

По поводу этой идеи полковник писал:

«У меня не было «приказа» сформировать Общество… Основание этой идеи лежит в моей давнишней и практической заинтересованности в психических науках, которая теперь, после феноменов ЕПБ и моего недавнего знакомства с восточными Адептами, превратилась в жаркое пламя, тем более что появилась хорошая возможность внести огромный вклад в работу по достижению знания об Астральном Мире и его расах при помощи мистера Фельта и ЕПБ. Эта идея возникла у меня естественно и спонтанно… Но за этим скрывается более глубокая проблема. Действительно ли мысль о формировании… Теософского Общества родилась в моем собственном мозгу или она была помещена туда извне каким-нибудь Учителем посредством переноса мысли?».

А вот что писала об этом ЕПБ:

«Прямо из Индии получены приказы об основании философско-религиозного общества и о выборе названия для него… а также о том, чтобы выбрать Олькотта».

На следующий день состоялось собрание, на котором 16 человек решили стать членами этого общества: Е.П.Блаватская, Г.С.Олькотт, Ч.Сазерен, Ч.И.Симмонз, Г.Д.Моначези, К.К.Тесси, У.Л.Олден, Д.Г.Фельт, Д.И.Лара, У.К.Бриттен, И.Г.Брттен, Г.Д.Ньютон, Д.С.Кобб, Д.Хизлор, У.К.Джадж, Г.М.Стивенс. Председателем собрания избрали Олькотта, а секретарем - Джаджа. Из этих 16-ти человек до конца своей жизни работали для общества только Г.С.Олькотт и Е.П.Блаватская, поэтому титул «Основатели» обычно обозначает их имена. Джадж после многих лет преданной работы ушел из общества за год до своей смерти в 1896 году, основав в Америке независимую теософскую организацию.

Ньютону, Стивенсу и Созерену во главе с Олькоттом было поручено составить проект основного закона и Устава новой организации и доложить об этом на собрании 13 сентября. На этом собрании Фельт продолжил описание своих открытий, тогда же было решено, что название будет таким: Теософское Общество. Были названы несколько новых членов и их имена добавлены в список основателей. Следующее собрание состоялось 16 октября в доме известной спиритуалистки Эммы Хардинг Бриттен, где был принят окончательный вариант Устава. В результате выборов 30 октября Президентом ТО стал Г.С.Олькотт, Вице-президентами стали С. Пенкоуст и Д.Х.Фельт, Ответственным секретарем – Е.П.Блаватская, Секретарем-протоколистом (регистратором) – Д.С.Кобб, Казначеем – Г.Д.Ньютон, Библиотекарем – Ч.Созерен, членами совета – Д.Г.Уиггин, Р.В.Уестбрук, Э.Х.Бриттен, С.И.Симмонс, Г.Д.Моначези, Юристом-консультантом – У.К.Джадж.

17 ноября члены ТО встретились в зале Mott Memorial Hall на Мэдисон Авеню, 64, и полковник Олькотт прочитал свое «Инаугурационное Обращение», это закончило организацию общества, и Олькотт предложил дату 17 ноября считать Днем рождения Теософского Общества.

Изначально цели общества виделись так: «Собирать и распространять знания о законах, которыми управляет эта Вселенная», но вскоре основатели ТО выразили их более конкретно. После нескольких изменений в формулировке эти цели сегодня выглядят таким образом:

  1. Создание ядра всемирного человеческого Братства, невзирая на расу, вероисповедание, пол, касту и цвет кожи.
  2. Поощрение сравнительного изучения религии, философии и науки.
  3. Исследование необъясненных законов природы и сил, скрытых в человеке.

Вскоре для ТО начались трудности. Созерен был энергичным и устремленным членом ТО, но при этом слишком эмоциональным, неуравновешенным и не очень благоразумным человеком, поскольку открыто обсуждал и принижал происходившее в ТО. Он начал оскорблять ЕПБ, ушел из ТО и написал в «Знамени Света», не очень дружественной газете спиритистов, что считает своим долгом рекомендовать другим не вступать в ТО. ЕПБ писала об этом:

«…он начал оскорблять наши знания и доносить на нас спиритистам и препятствовать прогрессу общества, поэтому стало необходимым сделать его (общество) тайным».

Спустя 6 месяцев Созерен извинился перед ЕПБ и попросил принять его снова в ТО. Он подтвердил свою полезность во время работы ЕПБ над «Разоблаченной Изидой».

На собрании 12 января 1876 года Г.Д. Ньютона назначили на место Созерена в качестве библиотекаря, а Джаджа пригласили войти в состав совета. Была принята резолюция, что в будущем общество станет секретным в связи со своей работой и ведением дел. Следующим шагом было принятие символов и паролей. На заседании совета было принято предложение ЕПБ:

«Общество принимает один или более символов опознания для использования членами ТО при допуске на собрания».

Печать ТО была частично составлена из элементов печати ранее созданной для ЕПБ. А в 1880 году к символам ТО был добавлен девиз семьи Махараджа Бенареса – «Нет религии выше истины». Позже Олькотт, Джадж и другие нарисовали эскиз знака члена ТО, в котором была изображена змея, обвивающая египетский ТАУ. Но, как подчеркивал Олькотт, та небольшая секретность, которая была в первые дни, вскоре ушла. И когда в 1888 году возник «эзотерический отдел» ТО, только он был тайным.

После истории с Созареном Теософское Общество продолжали преследовать неудачи. Было объявлено, что Вице-президент Фельт подготовил серию лекций для ТО, но он прочитал только две из них, а затем покинул Общество. Те, кто многого ожидали от Фельта, последовали его примеру, и в ТО осталось всего несколько человек. Однако оставшиеся не пришли в уныние от неудач, а стали находить тех, у кого был такой же склад ума, интеллект и воля.

На ЕПБ и Олькотта писали пасквили и требовали отречения от своих слов и дел. Но они продолжали свою публичную деятельность, полностью посвятив себя идеалам, стоящим перед ними. Хотя общественная деятельность ТО была небольшой, произведения ЕПБ и Олькота выходили от имени ТО и внушали уважение.

В это время ЕПБ писала «Разоблаченную Изиду» и это было главным ее занятием. Она работала неустанно и усердно с утра до поздней ночи. В течении дня полковник исполнял свои профессиональные обязанности, а вечером они садились за большой письменный стол и работали в течении многих часов. Хотя Олькотт сделал очень много, помогая Блаватской, все же он заявлял, что книгу написала полностью она. ЕПБ писала под диктовку Учителей, которые представляли перед ней астральный вид книг, из которых она брала цитаты.

«Изида» вышла в 2-х томах, в первом содержались вопросы, более или менее касающиеся науки, во втором томе – вопросы религии. В конце введения высказывалась идея книги:

«… мы должны обличить наше лживое богословие, его обнаженную нелепость и указать на различие между божественной религией и человеческими догмами. Мы возвышаем голос за духовную свободу, мы – за освобождение от всякой тирании, будь то тирания науки или богословия».

Появление «Разоблаченной Изиды» в 1877 году произвело сенсацию. Первый выпуск разошелся за 10 дней, затем в течении семи месяцев были изданы дополнительные тиражи. Это была первая классическая литература Теософского Общества. Она открыла Западу совершенно новые и неожиданные пути мышления. Она пролила свет на преобладающие непоследовательные взгляды на человека, его происхождение, его историю и судьбу, на характер и природу ранних ушедших цивилизаций и глубокие учения, которыми они обладали.

Выход книги вызвал интерес к ТО, отовсюду шли письма с просьбами о вступлении. Полковник Олькотт составил свой первый циркуляр, в котором объяснил происхождение, план и цели ТО. В циркуляре впервые были использованы слова «Братство человечества». Также этот циркуляр замечателен отсутствием ссылок на спиритизм и феномены. Статьи, написанные полковником Олькоттом в это время, показывают, как ТО отрывалось от спиритизма, при помощи Учителей давались новые идеалы и идеи, которые хоть и назывались по-разному, постепенно стали известны как Теософия.

Мечтой основателей ТО было поехать в Индию и наладить связи с азиатскими народами, которые охотно приветствовали возможность узнать о ТО побольше. В декабре 1878 года ЕПБ и Олькотт отправились в Индию через Англию, где уже был Лондонский филиал ТО.

Синнетт АП.png

Вскоре после приезда в Индию, в феврале 1879 года основатели ТО начали переписку с А.Р. Синнеттом, имеющим доверительные и уважительные отношения с высокопоставлен-ными правительственными чиновниками. Синнетт писал:

«…О прибытии в Индию полковника Олькотта и госпожи Блаватской было возвещено статьей в газете в несколько абзацев, в которой туманно говорилось о том, что госпожа Блаватская была удивительным человеком, связанным с современной разновидностью магии, кроме того, я видел ее огромную книгу «Разоблаченная Изида», которая, естественно, возбудила с моей стороны интерес к ее автору. В результате нескольких заметок, опубликованных в газете «The Pioneer», редактором которой я в то время являлся, возникла первая связь между нами».

В скромном доме в Бомбее, который основатели ТО снимали с марта 1879 года, по вечерам собиралось много людей, чтобы обсудить вопросы истории, философии, религии. Одним из посетителей был Д. Сахарам Гаджил, он стал наиболее полезным Олькотту в изучении Индии и ее священной литературы. Было много и других людей, способных и знающих, которые, казалось, были готовы и хотели помочь. Но индусы не вступали в ТО, намекая, что их положение может стать ненадежным из-за присоединения к Обществу, подозреваемому в политической деятельности, несмотря на все опровержения.

23 марта 1879 года полковник Олькотт прочитал свою первую публичную лекцию в Индии. Она называлась «Теософское Общество и его цели». Эта лекция имела успех, зал был переполнен, пресса предала выступление широкой огласке. Для индусов было ново слушать иностранца, превозносившего их религии и призывавшего объединиться ради духовного возрождения страны.

На следующий день полковник начал составлять и обсуждать с другими членами ТО новый устав и организовывать новый Совет, поскольку первые члены ТО были так далеко, что с ними невозможно было вести дела.

Весной 1879 года ЕПБ и Олькотт много путешествовали по Индии, ЕПБ рассказала об этом в книге «Из пещер и дебрей Индостана». В мае Елена Петровна начала делать наброски новой книги по теософии, через много лет она станет известна как «Тайная Доктрина».

Theosophist.jpg

Осенью того же года начал издаваться журнал «Теософ» («The Theosophist»), полковник объяснял, что быстрый рост ТО делает необходимым издание собственного журнала. Предполагалось, что в журнале будут печататься работы ученых-востоковедов, литераторов, журналистов, а также известных буддистов. От политики решено было воздерживаться. Днем рождения журнала стало 1 октября, в этот день от печатника было получено 400 первых экземпляров. Журнал был озаглавлен: «Ом, The Theosophist, ежемесячный журнал, посвященный восточной философии, искусству, литературе и оккультизму. Руководимый Е.П. Блаватской, под покровительством ТО». К 30 октября уже был зарегистрирован 381 подписчик журнала, и было решено отпечатать 750 экземпляров следующего номера, для которого уже было достаточно материала.

В годовщину прибытия в Индию, 15 февраля, основатели признали, что ТО стало сильнее, чем они могли надеяться. На проходившем в это время собрании был представлен пересмотренный Устав, ратифицированный Советом ТО, в состав которого включались члены, избранные не только в Индии, но и в других странах. Международный Совет ТО был предвестником Генерального Совета, состоящего из должностных лиц ТО, основных секретарей и нескольких членов ТО дополнительно.

В апреле 1880 года Основатели ТО получили «приказ» Учителя поехать на Цейлон, чтобы организовать там отделение ТО. Кроме двух Основателей поехали И. Уимбридж, Дамодар К. Малаванкар и еще 4 члена ТО. По прибытии их встретили Дж.Р. де Сильва, который стал членом ТО по переписке и Маджитуватте – лидер возрождения буддизма на Цейлоне. Через несколько дней, 22 мая Олькотт прочитал первую публичную лекцию, объясняющую цели ТО.

Олкотт и цейлонцы, Коломбо 1880.jpg
Г.С.Олкотт в группе буддистских монахов на Цейлоне


25 мая в храме города Галле ЕПБ и Олькотт приняли «Панча Шила», то есть официально стали буддистами. Олькотт писал:

«Наш буддизм именно от Учителя Адепта Гаутамы Будды, который тождествен духу всех древних мировых верований. Наш буддизм был, короче говоря, философией, а не вероучением».

В этот же день было образованно отделение ТО в Галле. А в общем, в результате этой поездки, на Цейлоне появилось 7 отделений ТО. 5 июля Президент провел съезд этих вновь образованных отделений. 109 буддийских священников стали членами ТО на Цейлоне.

27 августа 1880 года ЕПБ и Олькотт отправились в Симлу, в гости к семейству Синнеттов. В результате этого визита началась переписка Синнетта с Учителями, которая продолжалась около четырех лет, эти письма были опубликованы под названием «Письма Махатм Синнетту». Кроме того, Синнетт получил достаточно познаний в оккультной науке, чтобы рассказать об этом в своей книге «Эзотерический Буддизм».

В начале 1881 года Основателей навестил Учитель Илларион, в результате беседы с ним Основатели согласились на изменения в ТО. Теперь вперед выдвигалась идея Братства, сохраняя оккультизм под покровом, для этого предполагалось создать тайное общество. Позже эта идея реализовалась как эзотерическая секция ТО.

17 февраля 1881 года состоялся Генеральный Совет, на котором был пересмотрен и утвержден Устав и поставлены ближайшие цели:

  1. Сформировать ядро Всеобщего Братства Человечества;
  2. Изучать арийскую литературу, религию и науку;
  3. Доказать важность этого вопроса и исправить искажения затемняющие его;
  4. Исследовать скрытые тайны природы и латентные силы в человеке, на которые, как полагают Основатели ТО, восточная философия в состоянии пролить свет.

Единодушным голосованием членов Совета было утверждено, что Президент и Секретарь-референт должны занимать свои посты пожизненно. Все остальные служащие должны занимать свои посты в течении одного года или до тех пор, пока Президентом не будут назначены преемники, согласованные с Генеральным Советом.

В апреле 1882 года Основатели отправились в Мадрас (ныне Ченнай), где встретились с Т. Субба Роу, который через два дня вступил в ТО. Вскоре было создано Мадрасское отделение ТО, самое большое в Индии. 31 мая Основателей повезли посмотреть прекрасное имение на реке Адьяр, которое продавалось по умеренной цене. Основатели уже в течении некоторого времени решали вопрос о постоянной штаб-квартире. Они окончательно решили остаться в Индии, а это имение показалось им исключительно подходящим. Переезд штаб-квартиры в Адьяр состоялся 19 декабря. Новое место показалось Основателям сказочным. Учитель Мориа навещал здесь ЕПБ каждый день.

В июне 1883 года английские собратья решили по предложению своего президента Анны Кингсворд изменить название своего Общества – теперь это была Лондонская Ложа ТО. Впервые отделение назвалось Ложей, потому что Основатели ТО говорили о Великих Братьях как о «Ложе». Это решение, а так же предложение, чтобы и другие отделения могли поступить таким образом, послали Президенту Олькотту. Во многих странах название «Ложа» вошло в употребление, в то время как другие придерживались старого названия «отделение» или его эквивалента в переводе.

На декабрьском съезде в 1883 году была введена Медаль Т. Субба Роу, которой ежегодно должен награждаться член ТО, написавший эссе на определенную теософскую тему. На съезде 1888 года была принята резолюция с добавлением следующих условий: «Эта медаль должна учреждаться каждый год за очерки, написанные для этой цели собратьями ТО… Три лучших очерка должны быть выбраны Президентом в Совете и должны быть прочитаны перед съездом… Темы, предписанные резолюцией, должны чередоваться – каждый год предлагается одна тема». После смерти Субба Роу, в 1890 году, было решено, что «ежегодный съезд будет награждать медалью Субба Роу автора наиболее ценного вклада в теософскую литературу в текущем году – или перевода на английский язык, или оригинального сочинения».

В начале 1884 года было решено, что Основатели поедут в Европу. Олькотт был делегирован буддийским духовенством Цейлона для защиты буддизма в этой стране. Полковник должен был убедить Лондон в неспособности местного правительства защитить сингалезских буддистов от нападок католиков. ЕПБ поехала с ним отчасти из-за здоровья.

Прежде чем уехать, ЕПБ издала Меморандум, в котором выражала протест против тенденции некоторых членов считать теософское движение

«школой, где можно научиться Йога Видья и оккультизму более быстрым и легким путем, чем прежде… Теософское Общество не обещает Учителей, Гуру, чтобы принимать члена при вступлении, по Их специальному предписанию… Без сомнения, есть отдельные члены, которые достаточно удачливы, чтобы быть принятыми в качестве чела, но их приняли (в чела) не из-за того, что они были собратьями, а потому, что живут такой жизнью и добровольно проходят через обучение и испытания, предписанные претендентам на оккультные знания любого возраста и национальности… То, что Общество ожидает от своих отделений и отдельных членов – это сотрудничество и помощь в его большой задаче объединения Востока и Запада, Севера и Юга в научное Братство, вооруженное против распрей и частых неудач принципом взаимной толерантности и взаимного интеллектуального понимания…»

В майском приложении «Теософа» появилось предписание от Секретаря-протоколиста Дамодара К. Маваланкара о том, что с 1 мая ни один претендент на вступление в ТО не будет принят до получения санкции штаб-квартиры. Чтобы рекомендовать претендента, были необходимы два поручителя. Это предписание оставалось в силе до 1931 года, когда Генеральный Совет отменил его.

В Париже Основатели встретились с Джаджем, которому Махатмы велели помогать ЕПБ работать над Тайной Доктриной. Олькотт последовательно изучал месмеризм и посещал известных целителей, так как уже некоторое время практиковал целительство.

5 апреля Олькотт с молодым индийцем-теософом Мохини выехал в Лондон, где кроме вопроса защиты буддистов Цейлона, надо было решить проблемы, возникшие в Лондонской ложе ТО. Для этой цели и Елена Петровна неожиданно появилась на выборах в Лондонской ложе 7 апреля, когда все думали, что она находится в Париже.

Лондонские теософы познакомили Олькотта и ЕПБ с Обществом Психических Исследований (ОПИ), это Общество хотело получить документальные данные относительно случаев астральных явлений Махатм в различные времена и в различных местах. Олькотт выразил симпатию к работе ОПИ и с ничего не подозревающим дружелюбием встречался с членами этой организации. Поэтому у комитета ОПИ была возможность опросить ЕПБ, Олькотта, Мохини и Синнетта. Их вопросы затрагивали: 1) появление фантомов людей; 2) проекцию и материальный состав двойника человека; 3) визиты к очевидцам Адептов; 4) звуки астрального колокольчика; 5) появление (осаждение) документов, писем от Махатм и др. Однако, несмотря на подробные объяснения у членов ОПИ остались сомнения и подозрения, что позже отрицательно сказалось на их отношении к ТО.

8 сентября 1884 года пришло сообщение от Дамодара, что в Мадрасе ожидается атака со стороны миссионеров, подстрекаемая мадам Куломб, которая жила местью против ТО. Семейная пара Куломбов жила в штаб-квартире ТО с 1880 года. ЕПБ приняла их, так как они в то время находились в бедственном положении, хотя видела лживый и завистливый нрав мадам Куломб.

Калькуттский корреспондент «Таймс» 23 сентября 1884 года телеграфировал Олькотту о публичных разоблачениях Куломбов. В прессе вышла статья мадам Куломб «Крах Кут Хуми», в которой ЕПБ обвинялась в осуществлении мошеннических феноменов с помощью нее и ее мужа (Куломбов). Свое нападение Куломб подкрепляла письмами, которые, как она безосновательно утверждала, были написаны ЕПБ. Антагонизм Куломбов против ТО во время отсутствия Основателей стал так очевиден, что Совет Управления был вынужден выселить их с территории штаб-квартиры.

В ноябре того же года в Индию приехал Ричард Ходжсон, представитель комитета ОПИ, созданного для исследования феноменов, связанных с ТО, и выяснения подлинности писем Куломбов. Ходжсона как друга приняли в Адьяре и предоставили все возможности для исследования.

На проходившем в декабре съезде среди прочих вопросов обсуждали и обвинения против ЕПБ. Сама она желала рассеять обвинения в обмане и потребовала разоблачить записи Куломб, она выражала готовность пойти к адвокату подать письменное показание под присягой. Но Олькотт доказывал, что

«судебное разбирательство сведется к исследованию эзотерической философии и существования Махатм, а эти темы являются наиболее неприкосновенными…».

Съезд проголосовал за следующую директиву: опубликованные письма были

«…только предлогом, чтобы навредить делу теософии; а так как эти письма неизбежно являются нелепыми (абсурдными) для тех, кто знаком с нашей философией и фактами, и так как те, кто незнаком с этими фактами, не могут изменить своего мнения даже при судебном вердикте в пользу мадам Блаватской, единодушное мнение комитета таково, что мадам Блаватская не должна преследовать своих клеветников в судебном порядке».

Ходжсон вернулся в Лондон в апреле 1885 года, чтобы представить свой неточный и вводящий в заблуждение отчет. На общем собрании ОПИ было зачитано заключение комитета, в котором ЕПБ назвали «наиболее совершенной, бесхитростной и интересной мошенницей в истории». Только через 100 лет ОПИ оправдало Елену Петровну и раскритиковало то давнее заключение.

В феврале 1885 года ЕПБ пережила тяжелую болезнь, врачи предсказывали, что она впадет в кому и уйдет из жизни в бессознательном состоянии. Но, по словам Олькотта, «снова Махатма Мория выдернул ЕПБ из пасти смерти». После этого ЕПБ отправилась в Европу, и все свое время отдала написанию «Тайной Доктрины».

1887 - Англия, Лондон, Лансдаун Роуд 17. Вид.jpg

С 1887 года и до конца жизни ЕПБ жила в Лондоне. С ее прибытием образовалась новая ложа, которую назвали «Ложа Блаватской Теософского Общества», президентом стал Дж. Б. Финч. Для связи с общественностью и разъяснения теософских идей ложа решила издавать журнал «Люцифер», соредакторами которого стали ЕПБ и М. Коллинз.

В 1888 году произошли наиболее важные административные изменения в ТО:

1. Реорганизация Общества на основе автономии секций, проведенная в США с 25 отделениями под управлением Генерального секретаря У. Джаджа; в Британии с А. Кейтли в качестве Генерального секретаря, на Цейлоне под руководством Генерального секретаря Ч.У. Ледбитера; но во многих индийских отделениях никаких изменений не произошло, их благосостояние оставалось на плечах президента Олькотта.

«Эти и все будующие секции, - сказал Президент, - объединены или будут неразрывно объеденины основным смыслом дела, при этом Президент-Основатель представляет или обладает исполнительной властью над целой неделимой организацией, известной как Теософское Общество».

2. Восстановление полных исполнительных полномочий Президента вместо полномочий, которыми был наделен Генеральный Совет; Исполнительный Совет теперь стал консультативным органом.

3. Формирование Эзотерической секции под управлением Секретаря-корреспондента (ЕПБ)

По-настоящему великим событием 1888 года стала публикация в октябре долгожданной «Тайной Доктрины», выдающегося произведения Елены Петровны Блаватской. Это был ее благородный ответ на все нападки и критические статьи. Книга вышла одновременно в Лондоне и Нью-Йорке. Так как первое английское издание в 500 экземпляров разошлось еще до даты публикации (видимо по подписке), было напечатано второе издание. В двух вышедших томах был использован не весь имеющийся у ЕПБ материал, позже она намеревалась опубликовать еще два тома. В следующем 1889 году ЕПБ подготовила еще две книги: «Ключ к теософии» и «Голос Безмолвия».

Безант Анни - Цветной портрет.jpg

В том же 1889 году с ЕПБ познакомилась Анни Безант, которая вскоре вступила в ТО и приняла очень активное участие в его деятельности.

Президент Олькотт защищал буддизм не только в Индии и на Цейлоне. Так в 1889 году была предпринята поездка в Японию с целью объединения на общей платформе различных буддийских сект. Олькотт заявил, что христиане организованны, чтобы «тратить миллионы на разрушение буддизма», поэтому весь народ должен организоваться, чтобы защищать и распространять буддизм. В результате был создан Объединительный Комитет, а последовавшая за этим компания в защиту буддизма имела огромный успех.

В 1890 году Олькотт провел первый съезд Цейлонской секции, где был принят проект устава. В этом же году на Цейлоне с помощью Олькотта была открыта буддийская школа для девочек. Это была первая такая школа на острове, и она явилась началом движения за высшее образование сингалезских девочек под буддийским управлением.

Вернувшись с Цейлона в Адьяр, Президент встретил Бертрама Кейтли, приехавшего наделенным всеми полномочиями от ЕПБ. И было решено, что 1 января 1891 года четыре индийские секции должны слиться в одну, а Кейтли назначается Генеральным секретарем со штаб-квартирой в Адьяре. Прежние Генеральные секретари станут провинциальными секретарями и сформируют Исполнительный Комитет новой индийской секции. Члены секций выразили удовлетворение назначением Кейтли.

В июне 1890 года по инициативе Е.П. Блаватской была сформирована секция ТО, целью которой было координировать деятельность ТО в Европе. Елена Петровна стала Президентом этой секции, а штаб-квартира где она проживала в Лондоне, стала штаб-квартирой для ведения всех официальных теософских дел в Европе. При этом Г.С. Олькотт оставался как прежде Президентом-Основателем ТО во всем мире.

Зная, что час ее смерти приближается, ЕПБ сформировала вокруг себя группу учеников для более глубокого изучения Эзотерической философии и регулярно инструктировала их. Кроме того она посылала своих учеников распространять учение, которое им передала в разных городах Англии и в разные страны мира.

Елена Петровна ушла из жизни 8 мая 1891 года. Это известие попало на первые полосы многих газет мира. Лондонская «Пэл-Мэл гэзет» назвала ее одной из самых выдающихся женщин поколения. «Нью-Йорк трибюн» отметила, что никто, кроме Блаватской, «не совершил большего в смысле раскрытия долго хранимых за семью печатями сокровищ восточной мысли, мудрости и философии».

Теософское Общество продолжало существовать и работать. Президент объявил, что в генеральной политике ТО не будет никаких изменений, и что три заявленные цели будут строго выполняться. Было вновь подтверждено и гарантированно неоспоримое право выражения мнений и абсолютного равенства членов ТО. Также было подтверждено, что будет соблюдаться принцип автономного управления в отделениях и филиалах в пределах международного устава ТО.

После смерти Олькотта в 1907 году Президентом стала Анни Безант, которая обладала сильным характером, широкой эрудицией и философским складом ума, и которую ЕПБ еще при жизни назначила своей преемницей.

(Текст составлен Натальей Кожановой
на основе работы Джозефин Рэнсом
«Краткая история Теософского Общества»)


Президенты Теософского Общества


Олкотт ГС, 1884.jpg

1875 – 1907

Генри Стил
Олькотт


Безант Анни - Цветной портрет.jpg

1907 – 1933

Анни
Безант

Джордж Арундейл.jpg

1934 – 1945

Джордж С.
Арундейл

Чуруппумулладж Джинараджадаса.jpg

1946 – 1953

Чуруппумулладж
Джинараджадаса

Нилаканта Шри-Рам, 1947.jpg

1953 – 1973

Нилаканта
Шри-Рам

Коутс Джон.jpg

1973 – 1979

Джон
Коутс

Бёрнье Радха.jpg

1980 – 2013

Радха
Бёрнье

Бойд Тим.jpg

2014 – по сей день

Тим
Бойд